Краткая историческая справка.

Наиболее вероятно, что колёсная лира появилась в X веке во Франции, XII веком датируются первые её изображения. Это был органиструм, разновидность колёсной лиры, инструмент большой длины, поэтому на нём играли два человека. Инструмент использовался в католических храмах. Однако есть предположение, что именно органиструм изображен на копии византийской фрески VIII века, что говорит о византийских корнях инструмента и более его раннем происхождении.

Есть мнения, что компактный вариант инструмента, то есть именно колёсная лира, существовал параллельно с органиструмом. Колёсная лира в средние века могла как иметь клавиатуру, так и быть инструментом с безладовым грифом (как у виолончели). Существуют средневековые изображения католических монахов, играющих на колёсных лирах. Инструмент, ещё в средние века распространился в большинстве стран Европы. Он был популярен у странствующих музыкантов, а также и у интеллигенции и даже у знати. Французские лиры XVIII века, на которых играла французская аристократия, благодаря этому стали инструментами с большими музыкальными возможностями, получили богатую отделку.

В Европе и теперь не потерян интерес к колёсной лире. Существуют десятки разновидностей форм, строев. Современные европейские инструменты имеют от 3-х до 12-ти струн, из них 1-4 игровые, и, плюс к этому, ещё и резонансные струны.

Что касается русской колёсной лиры, то первые упоминания о ней на Украине относятся к XVI веку. В Россию же инструмент попал с поляками в начале XVII века, во времена смуты. Тогда на нём играли скоморохи. Колёсная лира, скорее всего, никогда не имела широкого распространения на территории современной России, и к XIX веку встречалась довольно редко.

На Украине же в XIX веке был расцвет колёсной лиры. Лира практически вытеснила бандуру и кобзу, т.к. игра на ней не требовала особой виртуозности. Репертуар украинских лирников в основном составляли песни религиозного содержания, весёлые же песни лирники пели неохотно. По мнению многих дореволюционных учёных-этнографов, все лирники были людьми слепыми, что тоже накладывало отпечаток на исполняемые ими песни. Также лира была хорошо известна и в Белоруссии. Было и небольшое количество русских лирников, что доподлинно известно. Это были жители Орловской, Брянской и других областей.

Русская (укораинская) колёсная лира, в отличии от европейской, была инструментом чисто народным. Поэтому она отличалась грубостью изготовления, редко, когда лиры имели хороший звук. Они были несложно устроены, имели 3-4 струны и не более 10-ти клавиш. Клавиатура, как правило, была неправильной с точки зрения расположения клавишь. Исключение составляли некоторые белорусские лиры, имеющие 4 струны и 24-клавиши (хроматическую клавиатуру). Последний известный русский лирник проживал до 50-х годов XX века в Брянской области. Купленная у него в 1953 году лира хранится теперь в Московской консерватории. Мне довелось её реставрировать, и теперь эта лира в хорошем рабочем состоянии и играет на родных “жильных” струнах.

О сложности ухода за колёсными лирами (самый важный пункт сайта).

Это, действительно, очень немаловажный пункт. Колёсная лира – это один из самых капризных в регулировке музыкальных инструментов. Понадобится много терпения, прежде чем вы научитесь всем премудростям регулировки инструмента, прежде чем звук вашей лиры станет всегда одинаково устойчивым. Однако постигнув сию науку, вы сможете сладить с лирой в жару и мороз и не потратите на это много времени.

Поэтому, начав пользоваться инструментом, просмотрите все (!!!) эти видео-сюжеты хотя бы один раз, что бы знать, где искать ответы на вопросы, которые у вас обязательно возникнут в процессе общения с инструментом. Чрезвычайно внимательно (!!!) следуйте моим видео-советам, и всё у вас получится.

Оговорюсь, что всё это видео-руководство ориентированно именно на лиры моего изготовления и может не подойти к инструментам других мастеров!

Смотрите о том, как содержать колёсную лиру в рабочем состоянии.

Что делать, если колёсная лира плохо звучит.

Как отрегулировать голосовую струну.

Как обмотать бурдон.

Как обмотать голосовую струну.

Как канифолить колесо.

Как влияют время года и влажность на лиру.

Что обязательно взять с собой.

Строи колёсных лир 1.

Строи колёсных лир 2.

Как правильно вращать колки при настройке.

Как правильно держать колёсную лиру.

Жужжащий мостик. Что делать, если он плохо звучит.

Как настраивать флажки клавиш.

Особенности вращения ручки и нажатия клавиш.

Что делать, если проворачиваются колки и флажки.

Как быть, если заклинило флажки.

Как правильно снять ручку вращения.

Про ограждение лиры.

Что делать, если заела клавиша.

Что делать, если отвалилась кобылка.

Перделка.

Минигриф басового бурдона.

Как отрегулировать громкость бурдонов.

Как отключать струны.

Как отключить голосовую струну, если нет зацепа.

Как настроить голосовые струны четырёхструнной лиры.

Пример игры на лире.